Червячные редукторы производятся миллионными сериями из унифицированных моделей, которые можно использовать на разнообразном промышленном оборудовании из любых отраслей. Такая популярность обусловлена их самой низкой стоимостью в пересчете на передаточное число и крутящий момент. У них есть функция самоторможения вала в обе стороны, что тоже очень удобно, например, в грузоподъемном оборудовании. Также есть и недостатки, например, низкий КПД, не позволяющий его использовать на больших мощностях в постоянно работающих устройствах.
Широкое распространение червячной передачи обусловлено ее простотой конструктивного устройства. Всего две подвижные детали (червяк и червячное колесо) позволяют обеспечить передаточное число до 70-80. Никакой другой тип механических передач не позволяет такого реализовать.
Простая конструкция обеспечивает низкую закупочную стоимость и при замене редуктора, менеджеры предприятий чаще всего склоняются к выбору именно червячной модели из-за доступной цены. Устанавливать их можно на любое промышленное оборудование, где нет значительной нагрузки, и привод не требует большую мощность. Также желательно, чтобы устройство не работало под максимальной нагрузкой в постоянном режиме. Обязательно соблюдение времени работы/остывания редуктора, которое указывается в техническом паспорте.
Входной и выходной вал червячного редуктора развернуты под углом 90 друг к другу. В промышленном оборудовании это позволяет получить компактную конструкцию привода, развернув электродвигатель. Иногда даже в цилиндрических редукторах ставят дополнительную коническую пару шестерен, чтобы получить угол оси на 90 градусов, который в червячной передаче получается сам собой.
Червяк обычно имеет нижнее расположение, чтобы обеспечивалась хорошая смазка. В техническом паспорте обязательно указывается пространственное положение, в котором может работать приводная установка. Если его не соблюдать, то будет так называемое масляное голодание (известно автомобилистам при езде на дорогах с большим уклоном), вероятный перегрев и снижение срока службы. Картер никогда не заливают маслом полностью, чтобы избежать дополнительного гидродинамического сопротивления. При частичной заливке червячный редуктор либо устанавливается горизонтально, либо на основном колесе ставится устройство разбрызгивания масла.
Если в цилиндрическом, коническом и планетарном редукторе трение качения, то в червячном — трение скольжения. В спецификации есть такой параметр, как скорость скольжения, которая определяется диаметром червяка и числом оборотов в минуту. Червячные редукторы недопустимо применять на высокооборотных электродвигателях. Большинство моделей имеют ограничение до 1500 об/мин. В такой диапазон попадает самый распространенный тип общепромышленных электродвигателей АИР и различные импортные аналоги.
Большинство червячных редукторов изготавливаются на диапазон трения скольжения до 10 м/сек. Если это значение будет больше, то потребуется принудительная система смазки, фильтры, насосы, а срок службы оборудования уменьшится. Именно из-за высокой склонности к перегреву необходимо заливать в червячный редуктор только те сорта масла, которые указаны в техническом паспорте и руководстве по эксплуатации. Несоблюдение этого требования может привести к вскипанию, интенсивному газообразованию и воспламенению масла с разрушением картера редуктора.
Внешнее конструкционное исполнение червячных редукторов, точно такое же, какое принято, как стандарт для общепромышленного приводного оборудования. Это литой чугунный (или алюминиевый, что хорошо для охлаждения) корпус. Внешняя окраска корпуса алкидной эмалью синего цвета. В данном исполнении делаются корпуса для климатического исполнения У4-У2. Оно допускает эксплуатацию в умеренном климате в любом месте, защищенном от атмосферных осадков, например, под навесом. Червячные редукторы других климатических исполнению могут иметь серые, желтые, кремовые и другие цвета корпусов.
Огромную популярность в нашей стране получили отечественные приводы серии Ч и 2Ч. Они очень надежны и неприхотливы в работе, а стоимость в разы ниже импортных аналогов.
Исполнение в чугуном корпусе
Исполнение в алюминиевом корпусе
Червячные редукторы считаются универсальными приводами поэтому применяются во многих отраслях промышленности. Стоимость агрегата перекрывает все его недостатки. Основным областями применения считаются:
Червячные редукторы являются востребованной продукцией в России и во всём мире. Они имеют модульную конструкцию и множество различных комбинаций. Корпус обычно изготовлен из алюминия или чугуна и может поставляться с полыми валами из нержавеющей стали. Входная сторона редуктора снабжена фланцем для электродвигателя или цилиндрическим входным валом. Выходная сторона в стандартной комплектации имеет полый вал. По желанию заказчика устанавливается односторонний и двухсторонний вал цилиндрической формы. Червячные редукторы могут поставляться с динамометрическим рычагом или фланцами разных размеров. Возможные передаточные отношения приведены в таблицах на нашем сайте. Если передаточного числа одного редуктора недостаточно, оно может быть увеличено путем установки дополнительной червячной передачи или цилиндрической ступени.